- «Горячий стул». Тренинг по научению пользования обратной связью.
«Цель – обучение навыку восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Ход упражнения – ведущий (психолог) предлагает всем участникам по очереди сесть в центр круга, остальные говорят ему с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. И так пока все участники не пройдут. Затем обсуждаются переживания во время упражнения.
- «Надписи на спине». Тренинг на доверие.
Цель – опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Ход упражнения – ведущий (психолог) предлагает участникам прикрепить к спине листок, затем все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Задачу можно усложнить – например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке (это возможно при достаточном уровне безопасности в группе).
- «Ценности». Тренинг на осознавание собственной иерархии ценностей.
Цель – возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей. Упражнение выполняется под медитативную музыку. Ход упражнения – ведущий (психолог) раздает участникам по шесть листочков, далее предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать любую из смятых бумажек. Так шесть раз. В конце предлагается осознать, что произошло, посмотреть остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.
- «Рисунок по кругу» (Арт-терапия).
Цель – стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии. Упражнение может выполняться под расслабляющую музыку. Ведущий (психолог) предлагает каждому участнику на своем листе бумаги быстро создать какой-либо образ, нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать работу следующему участнику для продолжения рисунка. На каждый рисунок дается 1,5 минуты. Упражнение завершается, когда каждый рисунок, обойдя всех участников, возвращается к своему первому автору. Обсуждаются изначальный замысел, произошедшие изменения и чувства, которые при этом возникали. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творчестве в “чужом пространстве”.