Главная / Программа / Этапы программы

Программа может быть условно разделена на три этапа:

  • этап, предшествующий поступлению в реабилитационный центр («дореабилитационный»);
  • этап активной терапевтической интервенции, реабилитация;
  • этап формирования устойчивой ремиссии, противорецидивной и поддерживающей терапии.

Каждый из этапов имеет собственную стратегию и отличается от других содержанием и продолжительностью. Вместе с тем все они составляют одно неразрывное целое в достижении главной цели.

1-й этап. Дореабилитационный. Детоксикация

Медицинские услуги оказываются (по договору с медицинским учреждением) в соответствии со Стандартами специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ.

Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный осуществляется в первый день поступления в реабилитацию. Выясняются особенности развития личности, особенности динамики клиники заболевания, в том числе наличие и отсутствие приема психоактивных веществ в последнее время, личностный и социальный статус зависимого (наличие или отсутствие профессии, круг интересов, посещение спортивных секций, культурных мероприятий, степень социальной адаптации, связь с криминальными структурами), мотивация на участие в реабилитационном процессе. С целью получения объективной и полной информации о больном проводится беседа с его родственниками и другими значимыми для него людьми. Акцентируется внимание на исследование     кожных покровов и слизистых с целью выявления свежих следов инъекций наркотических средств. Измеряются артериальное давление, частота пульса, исследуется область сердца, легких, живота (определяются границы печени).

Выявляются:

– признаки обострения патологического влечения к психоактивным веществам;

– астенические расстройства;

– эмоциональные и аффективные расстройства;

– интелектуально-мнестические расстройства;

– поведенческие расстройства;

– абстинентный синдром: общая слабость, потливость, ринорея, чихание, слезотечение, мышечные боли и судороги, абдоминальные спазмы, тошнота или рвота, диарея, «гусиная кожа», периодический озноб, тахикардия, зевота, беспокойный сон, дисфория;

– признаки употребления психоактивных веществ: эйфория, расширение или сужение зрачков и др., при необходимости – диагностическое тестирование мочи на выявление наркотиков и их метаболитов.

По результатам комплексной оценки данных анамнеза, жалоб, физикального осмотра врач психиатр-нарколог определяет уровень реабилитационного потенциала. Совместно с членами реабилитационной бригады (психологом, специалистом по социальной работе и др.) участвуют в составлении индивидуального реабилитационного плана.

Прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога повторный осуществляется в течение всего периода наблюдения (особенно при реабилитации в амбулаторных условиях). В ходе осмотров оценивают динамику состояния резидента. Ежемесячно оценивают результаты выполнения реабилитационной программы.

Химико-токсикологическая экспертиза (исследование) содержания в крови, моче ПАВ осуществляется при поступлении в реабилитационный центр для объективного подтверждения факта воздержания от приема ПАВ, что необходимо для выполнения реабилитационной программы. Исследование может быть повторено в течение срока реабилитации (в среднем 1 раз в 3 месяца) с целью контроля эффективности реабилитационных мероприятий, исключения тайного употребления ПАВ, рецидива заболевания(срыва).

Обязательной составляющей приема (осмотра, консультации) является психотерапия (психокоррекция). Она проводится на всех этапах и направленна на устранение личностных и поведенческих расстройств, закрепление достигнутых результатов лечения и мотивацию химически зависимых на участие в реабилитационных программах. Выбор и продолжительность методов и техник психотерапии определяются особенностями клиники и синдрома зависимости от психоактивных веществ, личностного и социального статуса реабилитанта. Применяется хотя бы один из перечисленных методов индивидуальной и групповой психотерапии: когнитивная, бихевиоральная (поведенческая), психодинамическая, гуманистическая, системная психотерапия.

Задача «дореабилитационного» этапа: обеспечить мотивацию и готовность к сотрудничеству химически зависимого, а по возможности вовлечь членов его семьи в процесс выздоровления.

Возможность психотерапевтического воздействия на химически зависимого, находящегося в состоянии острой интоксикации, ограничены и направлены на его удержание, а также на его мотивирование к дальнейшему лечению и к участию в профилактических мероприятиях.

Активное психотерапевтическое вмешательство не откладывается до момента, когда у химически зависимого исчезнут симптомы острого абстинентного синдрома, а начинается с момента поступления в медицинскую организацию (с которой заключен договор), оказывающую услуги в стационарных условиях.

На данном этапе химически зависимый и его семья знакомятся с принципами и задачами программы, согласовывают свои интересы и ожидания с возможностями программы, получают консультацию специалиста.

Оценка эффективности 1-го этапа. Успешность этого этапа оценивается по готовности химически зависимого участвовать в реабилитационной программе, что подтверждается подписанием правил и условий пребывания в реабилитации. Критерием эффективности психотерапии является удержание химически зависимого в реабилитационной программе и его согласие на продолжение реабилитации.

 

2-й этап. Активная интервенция

(реабилитация)

Целью этапа активной интервенции является преодоление пациентом его «отрицания болезни» и амбивалентности, обучение первичным навыкам жизни без психоактивных веществ.

В этот период контакты пациента с привычной окружающей средой сводятся к минимуму. Как правило, ограничиваются посещения родственников, исключаются просмотр телепередач и развлекательных фильмов, чтение художественной литературы, телефонные звонки, использование компьютеров, ноутбуков, интернета.

Все время и все усилия специалистов работающих с конкретным реабилитантом, посвящены одному: изменению поведения, мотивации, убеждений, эмоциональных реакций реабилитанта таким образом, чтобы максимально усилить эффективность терапии и способствовать удержанию реабилитанта в программе.

Работа психолога с реабилитантом начинается со стремления вызвать у резидента доверие и желание участвовать в программе психологической реабилитации и комплексной социальной адаптации. Установление раппорта требует от психолога умения говорить на языке пациента.

Одной из первых интервенций является подробное описание проблем, приведших зависимого в реабилитацию. При сборе первичной информации о реабилитанте психолог структурирует информацию, полученную таким образом, чтобы реабилитант имел возможность осознать в полном объеме, какие расстройства имеет место во всех сферах его жизни. Первичная информация затрагивает не только вопросы психологического характера, но проблемы, связанные с нарушением закона, финансовые, трудоустройство.

Основным методом психотерапевтического воздействия является когнитивно-бихевиоральная психотерапия, целью которой является реорганизация хаотичной когнитивной структуры пациента с наполнением ее адекватными образцами когнитивного функционирования. Важным условием профилактики будущих рецидивов является преодоление свойственной пациентам с зависимостью от ПАВ алексетимия, формирование способности идентифицировать и верболизовать свои чувства. Наиболее эффективным приемом научения самопонимания и саморегуляции является ведение  личного дневника, где реабилитант  отражает свои ежедневные переживания.

Одновременно используется поведенческая психотерапия, которая опосредуется через все жизненно важные ситуации: общение, труд, собственное здоровье, семья, питание и т.д. Через приобщение к устойчивому режиму физических и умственных нагрузок моделируется новая система жизненного распорядка. Развивается личная ответственность за результаты своего поведения, способность анализировать и исправлять свои ошибки. Формируется адекватное представление о себе и о других людях, заинтересованность и неравнодушие к окружающим, психологическая наблюдательность. Преодолеваются асоциальные тенденции, гедонизм, эгоизм. Вырабатывается более активная социальная позиция. Для этого используется расширение ролевого репертуара как метод психотерапии и средство реабилитации и уменьшается доля индивидуальной директивной когнитивно-поведенческой психотерапии, при неадекватном применении которой увеличивается риск внушения послушности, зависимости от реабилитационного сообщества, несамостоятельности, сознательного и бессознательного сопротивления лечению.

Учитывая склонность пациентов с зависимостью от ПАВ к регрессивному поведению, необходимо стимулировать возникновение среди участников программы групп само- и взаимопомощи, что создает у них чувство защищенности и укрепляет в позитивных намерениях.

Для повышения социальной активности и большей вовлеченности реабилитантов в программу реабилитации внедряется система самоуправления. Реабилитанты или выбранные на временной или постоянной основе их представители (старостат) привлекаются к разрешению дисциплинарных конфликтов, оценки поведения каждого пациента (в баллах) и хода его реабилитации, возможности применения мер дисциплинарного воздействия, организации коллективных мероприятий и т.д. Система выбранных представителей обеспечивает обратную связь между персоналом  реабилитационного центра и реабилитантами.

Перед выпиской пациента из реабилитационного центра акцент переносится на психосоциальный аспект, преследующей достижение основной цели – восстановление, коррекцию или формирование нормативных личностных и социальных качеств пациента, возвращение его в семью и общество.

С целью коррекции внутриличностных и  психосоциальных проблем реабилитанта, с учетом клинического полиморфизма и типологического многообразия зависимой личности  психотерапевтическая работа становится более индивидуальной и дифференцированной. Основным методом психотерапевтического воздействия является краткосрочная личностно-ориентированная терапия, которая направлена на вскрытие ранних  личностных конфликтов и уязвимых свойств личности, на выявление патологических поведенческих паттернов, а также на коррекцию зависимых качеств личности. Она может проводиться в рамках как индивидуальной так и групповой психотерапии. Групповые формы работы являются предпочтительными, поскольку в группах за счет сети переносов личностных конфликтов на соучастников работы травматизация протекает более мягко, создаются условия для параллельного анализа объектных отношений и возможность более детального анализа собственных социальных связей, на примере других больных моделируются собственные личностные и межличностные конфликты, в том числе и связанные с формированием зависимого поведения. Для расширения сети переносов и более объективного воссоздания собственных проблем желательно включение в работу ко-терапевта другого пола.

Одновременно активно  организуется психосоциальная работа, целью которой является восстановление, коррекция или формирование нормативных личностных и социальных качеств реабилитантов, восстановление или гармонизация семейных отношений. Для этого увеличивается объем физической и интеллектуальной  занятости реабилитантов, стимулируется их профессиональная ориентация, проводятся тренинги социальных навыков в условиях режима трезвости, реабилитанты активно участвуют в работе групп  и сообществ само- и взаимопомощи в сообществах анонимных наркоманов (НА), анонимных алкоголиков (АА).

  Типы индивидуального и группового консультирования:

  1. Концепция лечения соответствующие симптомы при химической зависимости.
  2. Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять психоактивные вещества.
  3. Структура личного времени.
  4. Влечение к употреблению.
  5. Ситуации повышенного риска.
  6. Социальный прессинг к употреблению.
  7. Острые симптомы, возникающие после отказа от употребления привычного наркотика, способы их преодоления.
  8. Употребление других наркотических веществ (алкоголя, лекарств, не прописанных врачом и др.).
  9. Участие в группах самопомощи «Анонимные Алкоголики и «Анонимные Наркоманы».

Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе «12 шагов». Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо психотерапевтом или психологом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям реабилитанта на данном этапе реабилитации.

Образовательная программа охватывает следующие области:

– информационные занятия по концепции болезни и выздоровления;

– семейное образование;

– философия духовности;

– антистрессовая программа;

– профилактика инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ и т.д.).

Целью проведения образовательных программ является изменение у реабилитанта отношения к употреблению психоактивных веществ и формирование представления об употреблении как о патологическом влечении, которым можно научится управлять.

Основные темы информационных занятий по концепции болезни и выздоровления:

Темы занятий:

  1. Наркомания, алкоголизм – болезнь.
  2. Природа зависимости.
  3. Поведенческие признаки зависимости.
  4. Медицинские симптомы зависимости.
  5. Формы психологической защиты у зависимых.
  6. Психология поведения зависимых людей.
  7. Нейробиологическая теория зависимости.
  8. Программа выздоровления АА и АН.
  9. Негативные личностные характеристики и их проявления при зависимости.
  10. Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.
  11. Психологические факторы формирования зависимости.
  12. Стыд и вина.

Семейное образование:

Темы занятий:

  1. Алкоголизм и наркомания – болезнь семейная.
  2. Дисфункциональные семьи. Что это?
  3. Созависимость: признаки и симптомы.

Философия духовности:

Цель проведения занятий по философии духовности – формирование у реабилитанта духовных ценностей и потребностей, а также чувства сопричастности к силе, большей, чем его собственная, что поможет ему развить стиль жизни, свободной от наркотиков.

Темы занятий:

  1. Понятие духовности.
  2. Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность.
  3. Духовные потребности и ценности.
  4. Концепция веры в процессе выздоровления.

Антистрессовая программа:

Цель проведения антистрессовой программы – научить резидентов справляться с напряженными жизненными ситуациями, познакомить с техниками саморегуляциии без употребления психоактивных веществ.

Занятия по профилактике инфекционных заболеваний:

Целью этих занятий является информирование резидентов об инфекционных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ, и методам профилактики, формирование у резидентов ответственности за их здоровье и здоровье других людей.

Оценка эффективности 2-го этапа: Успешность этого этапа оценивается по готовности реабилитанта сохранять абстиненцию и продолжать участие в дальнейшей терапевтической программе, по степени вовлеченности в процесс терапии, по изменениям, происходящим с личностью резидента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).

3-й этап. Послелечебная программа

(формирование устойчивой ремиссии)

Продолжительность этапа составляет от 3 до 6 месяцев. В этот период резидент проходит в режиме поддерживающей амбулаторной терапии. Программа предусматривает участие химчески зависимого в групповой терапии, ведение дневника эмоциональных состояний, работу по шагам, посещение собраний АА или АН и работу с наставником по программе «12 шагов».

Целью данного этапа является формирование у пациента нового стиля жизни без наркотиков и алкоголя, понимание своих ценностей и жизненных задач на новом более высоком уровне и обучение технике профилактики рецидивов.

Химически зависимый постепенно входит в семейную и социальную среду. С помощью сотрудников и членов терапевтического сообщества он овладевает новыми для себя либо забытыми приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов, осваивает модели трезвого поведения, устанавливает новые социальные связи, которые не связаны с употреблением ПАВ.

На этом этапе химически зависимый имеет возможность получать поддержку персонала и сообщества АА и АН, консультироваться в отношении последствий своего поведения и эмоциональных реакций, развивать иные по сравнению с прошлыми социальные связи. Важной составляющей частью данного этапа является активное (ежедневное) посещение собраний АА и АН и работа с куратором. К моменту окончания этапа участник послелечебной программы должен подготовить совместно с психологом развернутый план поддерживающей терапии и дальнейшей работы с выявленными в процессе реабилитации психологическими проблемами.

Существенной особенностью реабилитации в амбулаторных условиях, как показывает опыт, является клиентцентрированный подход, под которым понимается не только сконцентрированность усилий различных специалистов на решении проблем конкретного пациента, но и активное участие самого пациента в реабилитационной работе. Именно осознание и понимание пациентом своей роли и принятие на себя ответственности за все, что происходит в процессе реабилитации и за ее результат, является непременным условием успешного сотрудничества между командой специалистов и пациентом. В контексте реабилитационного процесса в амбулаторных условиях значимым и необходимым условием является построение прочных и долговременных взаимоотношений в парах: пациент – психолог, пациент – ближайшее окружение, ближайшее окружение – психолог на принципах доверия, взаимной ответственности, открытости, и создания атмосферы психологической безопасности.

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ
И наши специалисты свяжутся с вами
в ближайшее время

Отзывы наших клиентов

Посмотрите, что пишут о нас те, кто уже прошёл основные этапы реабилитации.

Евгения
20 декабря 2020

В центре психологической помощи работают не только настоящие профессионалы своего дела, но и замечательные, чуткие и доброжелательные люди. Волею судьбы наша семья встретилась с этим центром больше четырех лет назад. Нам не только помогли в нашей беде, но и на протяжении этих лет поддерживают дружеские отношения.Особую признательность и огромное спасибо хочется сказать психологу Сорокину Юрию Степановичу. Его собственная методика совершенно уникальна. Он просто творит чудеса.Учитывая, как вредные зависимости буквально захлестнули наше общество, нужно, чтобы данный опыт широко пропагандировался. В тандеме с Юрием Степановичем работает Павел Иванович Салдин. Эмоции переполняют, когда вспоминаю о его чуткости и отзывчивости. Одним словом, тех, кого настигла та же беда, что и нашу семью, я без тени сомнения направляю в центр "Новая Традиция", только к этим людям!

Иван
18 января 2021

Я попал в центр по рекомендации нарколога, мне не было известно, что такое реабилитация и программа. Я не представлял, что меня ожидает. Процесс оказался для меня психологически трудным и мучительным, но эти трудности необходимо пройти, чтобы честно взглянуть на себя, увидеть свою «прошлую жизнь» не только с яркой стороны. Мне просто необходимо было взять паузу и подумать (не без помощи специалистов), куда меня несёт бурная река моей жизни и оценить, что для меня действительно важно.

Елена
10 февраля 2021

Я очень благодарна центру за оказанную мне помощь в лечении алкогольной зависимости. Особенно мне помогли беседы с психологом Павлом Ивановичем, м которым мы очень подробно и кропотливо разобрались с моей проблеме. И я, самое главное, для себя поняла, что даже малейшее отступление от трезвости легко может вернуть меня в то ужасное состояние в котором я попала в центр. Доктора устранили отравляющие последствия алкоголя в организме, сняли абстинентный синдром. А при помощи психологической помощи Павла Ивановича я узнала все стороны своего врага-алкоголя, научилась жить без бутылки и наладила отношения в семье. Большое спасибо всему персоналу центра!

+7 (800) 770-07-98